четверг, 26 ноября 2015 г.

Хуже всего - стоять на склоне

Почему-то опять не спала перед тренингом. Привычно не спала. Нервов не было, а просто, как уже повелось последние три месяца, было тяжело дышать и не спалось. Часик покемарила всё-же, преодолев себя, встала и пошла на семинар к Михаилу Ефимовичу Литваку (М.Е.). «Париж стоит мессы!» - вспомнилось, почему-то, из истории Средних веков. А Литвак стоит бессонной ночи, уж точно.

Эх, люблю я этот маршрут: Останкино, ВДНХ, монорельсовая дорога, ВГИК. 

Каждый раз, когда еду мимо, чувствую, что я тоже какой-то покоритель Космоса. Фото автора.

Немного опоздала, но не волнуюсь, как раньше. Спокойно села. А тут, Михаил Ефимович спрашивает: «Кто вчера не был и сегодня подошёл?» Я понимаю, что это ко мне. Сознаюсь. Он спрашивает дальше: «А вы откуда?» Отвечаю, что сейчас в Москве, а вообще из екатеринбургского клуба КРОСС, ходила к Галине Китаевой, с 2010 года в клубе. Он говорит: «Ну вот, тоже приехала, молодец, в Москву. А вы спите, москвичи, спите! Что делать, потом на кого пенять».

Думаю, ну, вот, во время проснулась и пришла. Я в теме! Вдруг поняла, что не сказала, что хожу в Московский клуб КРОСС, к Артёму с Леной. Думаю, «тормозайкина», а потом решила, что не надо ничего доказывать, всё придет, когда придёт, я итак хорошая. А то опять вылезти хочу вперёд. Но мне хотелось моих учителей новых засветить. Или всё же себя? Ой, не знаю пока. Хвастунишка, короче, не случилась.

Вот так сидим рядом с Михаилом Ефимовичем и ловим каждое его слово. Фото автора. 

Михаил Ефимович говорил о том, что человек рождается с положительным отношением к жизни, но потом, под влиянием среды, од напором родительского воспитания, вынужден меняться, чтобы выжить. Забывает о своих способностях, делает то, что велят, идёт не своим путём, застывает в одном и том же состоянии, ходит по кругу. «Моя задача – помочь вам определиться, - говорит М.Е.,- помочь развить ваши способности, развить себя, чтобы стать первым. Хуже всего стоять на склоне. Или наверх уже иди, или вниз тогда».

Мы говорили о том, что такое способности, характер, темперамент. Оказывается, что вспыльчивость, это не темперамент, а характер. С темпераментом ничего не сделаешь, а с характером можно. Будешь ты с начальником вспыльчивым? Скорей всего нет. Обуздаешь себя - плохо ли, хорошо ли. Характер – это приобретенные свойства, их можно менять. Трудно, но можно. 

Конечно, после того, как родители учили нас одному, тяжело переучиваться по-новому. Всё перепуталось: то, над чем надо плакать – смеёмся, а то, чему надо радоваться – нас огорчает. У ребёнка всегда всё в плюсе. Я+, Вы+ (близкое окружение), Они+ (окружение социума, менее знакомые люди), Труд+.  Но потом, в процессе жизни, и не только от родителей, а дальше, в школе, в институте, появляются минусы. И формируются сценарные установки. 

Или – Я плохой, или Вы плохие, или Они, или Дело, которым занимаюсь, плохое. Михаил Ефимович привёл пример с ножками стула. Эти четыре позиции (Я,Вы, Они, Труд) , как ножки стула. Когда одна из этих ножек (позиций) пропадает, то есть появляется стойкое убеждение минуса в какой-то из позиций, то человеку трудно сидеть на стуле, ножки-то одной нет. Становится у человека характер упирающегося. Пытается выжить. Формируются соответствующие черты характера.

Исчезает еще одна ножка, то есть появляется еще один минус в какой-то из позиций (Я, Вы, Они, Труд). Как на двух сидеть? Тогда формируется характер балансирующего. Человек пытается хоть как-то удержать равновесие. Но когда уходит еще одна ножка, то есть, добавляется еще один минус в одной из позиций. Уже три минуса теперь. То на ней уже вообще не усидеть. И тогда – цепляющийся характер. Хоть за кого бы схватиться, хоть за что.

Вот мы и выясняли на семинаре, как избавляться от этих минусов, что делать обязательно. Как говорит, М.Е., те, кто приходит к нам в клуб, люди с одним минусом, потому что те, кто с двумя-тремя – уже в больнице. Поэтому нужно как можно скорее начинать заботиться о себе, попытаться определить, какой сценарий ваш, а их всего семь, и начинать выходить из него. Но, как еще говорит М.Е.: «Хотите, приходите к нам, хотите – нет. Куда хотите, туда и ходите. У нас часто приходят, уходят, а потом возвращаются. Раз вы пришли, значит вам это нужно. Я даю вам материнскую любовь сейчас - люблю в любом случае, просто так, что бы вы ни делали».

Не знаю, кто и как, а я чувствовала материнскую любовь этого человека. Он говорил с заботой и будто давал рецепт. Фото автора.

Я, еще раз, будто по-новому, услышала от Михаила Ефимовича и поняла, что мой сценарий «Гадкий утёнок». Это - Я - минус, Вы – плюс, Они – плюс, Труд – плюс. Раньше сомневалась, не очень могла определиться, теперь поняла точно, что вечно ищу покровителей, поддержки, помощи, что трудно принять, что я – хорошая. И это в сказке "Гадкий утёнок" у Андерсена, он превращается в лебедя, в жизни могут так затюкать, что он просто сдастся, теряет плюсы и может закончить жизнь самоубийством. Мне всё это было очень близко. Но не так тяжело уже.

Как говорит М.Е. это самый тяжелый тип сценария. По себе чувствую. Как долго боролась с обидчивостью, хотела много внимания, долго терпела и многое еще есть у меня, но теперь только увидела, что мне мешает. Я очень нервно переношу то, что приходиться терпеть, да ещё и "валить" на себя кучу дел, и усложнять. Я часто путаю, как это - "сделать легче"? Пытаюсь во всё вникнуть, всё предусмотреть, сделать хорошо, всё объять. Отсюда много ненужного, не всё успеваю и расстраиваюсь. Да, конечно, многое важное, все детали важны, но можно это сделать не всё сразу, позже, проще, легче. 

Вот откуда у меня сейчас эта трудность сделать глубокий вдох. Тело говорить: «Ну, дай дышать! Отдохни». Недаром, М.Е. вспомнил в связи с этим, что "когда бог создал землю, то он создавал её шесть дней, а на седьмой – отдыхал". И нам велел. Да и вообще, отдыхать можно, это законно. Не нужно осуждать отдых, не надо заслуживать его, и вообще, заслуживать право жизнь. М.Е. говорит, что можно избавиться и от этого сценария. Я чувствую, что можно. Лет через десять-пятнадцать. Я готова. Пять уже прошло. Почти не заметно. Я уже другая сейчас.

И с темпераментом моим то же самое. Нужно перестать подавлять его. Полюбить  себя  такой, какая есть, какой родилась. Не забывать, кто я на самом деле. Люди разные. Это надо учитывать. Не ждать, например, быстрой улыбки от меланхолика. Это у сангвиника и холерика уголки губ сразу реагируют на эмоцию и слова. А меланхолик долго идёт к улыбке. Зато у него есть другие отличные качества.

Наша природа всё равно рано или поздно берёт верх. Если я холеро-сангвиник, я и буду активная. А когда начинаю себя «забивать», начинаю болеть. Еще Аристотель сказал, что боли – неосознанные стоны наших способностей. То, что я желаю больше всего и могу делать хорошо и быстро, это и есть мои способности и нужно их развивать. «Занимайтесь тем, чем вы хотите!» - говорит Литвак.

И тут важно найти своё, свою цель. Не просто социально привлекательную или ту, которая от всего защитит, ту, что дает желание к ней двигаться. Поэтому еще важно, не прививать детям свои желания и цели. Отстать от них. По себе вижу, что дожив до сорока лет, никак не могу вспомнить, чего Я хочу. Всегда жила жизнь тех, кто был рядом. Нет, я уже не обвиняю никого. Как могли, так и воспитали, спасибо за жизнь. Спасибо много раз!!! Я же уже начинаю вспоминать, что я хочу. Я уже в КРОССе, в конце концов. Теперь за себя не боюсь.

Интересно Михаил Ефимович рассказывает о том, как выращивал своих детей, как выходил к ним во двор, просто был рядом, а потом его даже в хоккейную команду приняли. Доверили. Как важно получить доверие от детей, как важно перестать морализировать. И действительно, мораль приходит тогда, когда дряхлеет тело. Спортом надо заниматься, делом, чем-то своим. Тогда не до других будет. Ну, в смысле, придирок по пустякам.

Конечно, мы в социуме живём и речь не идет о том, чтобы послать всех на фиг, но перестать прикапываться, думать за других. Я, вон, шла по улице и насчитала несколько своих ненужных мыслей о других людях. Например: «не, ну, что за мода – то ли парень, то ли девушка, я не врубаюсь»; «о, этот уже нажрался с утра, в воскресенье, или, может, не протрезвел еще»; «вот что, нельзя, посыпать дорожки солью, скользко, блин»; «почему именно у меня надо спрашивать об этом сейчас»; «да не идет вам, женщина этот цвет, он вас старит».

Мамма мия! Это я работаю над собой, да?! Хорошо, что про себя это говорю и что сразу себе ответ даю, что нужно отцепиться от других и подумать о себе, благо, есть о чём. Так сразу лицо светлеет, когда выхожу на солнечную сторону реальности, а то это «ворчание ягнят» уже чувствуется людям. Думать надо, думать.

Потом мы говорили на тренинге о семье, о любви, о сексе, о кино, точнее о режиссере Кончаловском. Мне было очень интересно, это же моя любовь – кино. А тут, еще Михаил Ефимович с ним сотрудничает. Здорово и приятно! Потом, тренер и психолог клуба КРОСС Виктория Чердакова, ученица М.Е. рассказала о своем новом тренинге и он-лайн мастер-классах «Семейный рекрутинг». Так забавно. Виктория сравнила подбор кандидатуры мужа или жены с устройством на работу, получением важного и ценного сотрудника, партнера. Заманчиво.

Мне пока о замужестве некогда думать, а вот кому интересно - это что-то  новое и опять ценное. Я устраивалась по методике Виктории на работу и мои знакомые тоже – это супер! Отлично работает. Лучше я не видела. Это не реклама, как и всё, о чём я пишу. Я просто так чувствую, живу и не могу не сказать про это. Выбор всё равно ведь ваш.

Виктория Чердакова привозит с собой всегда массу полезных кроссовских книг, дисков. А я еще в этот раз автограф в её книге получила. Йоху! Фото автора.

Еще мне понравилось, как М.Е. решает производственные вопросы. Он говорит о том, что никогда не стоит держаться за место, на котором работаешь. Не нужно и уходить, хлопнув дверью, но и позволять, чтобы условия работы вас не устраивали, терпеть моральное унижение - не стоит. Потому что, если не ценят тебя в течение стольких лет, а ты терпишь – зачем это всё?  Не нужно бояться перемен, всё идет на пользу. Нужно думать о своих коллегах, партнерах хорошо, а если плохо думаешь – не работай с ними, не твои люди. Или меняйся.

Я вспомнила, еще очень давно, сколько раз приходилось терпеть на работе то, что никак не менялось. То позвонить могли во сколько угодно, то решать нужно было прямо сейчас, бросив всё. Но мне просто надо было не отвечть сразу, искать другое решение или говорить, что это не моя компетенция. Я терпела и делала. А когда терпишь, это только злит и усугубляет ситуацию. Другая сторона думает, что тебя всё устраивает. Вот и тянется верёвочка. Пока не затянется в узел.

Одна участница сказала, что она не ладит сама с собою. Она очень волновалась и переживала, что её проблема не стоит того, чтобы её обсуждать. Мне тоже было близко то, что она говорила. М.Е. сказал, что мелочей нет, заметил, что человек сам себе не мешает. Выяснили, что у неё очень сильная привязанность к матери и всегда внутри сидит мысль «я должна». Должна быть хорошей, не подвести, оказаться на высоте, сделать всё "на пять".

И вот так она идёт по жизни. Сначала маму, потом свекровь, потом других близких слушает. Никто не говорит, что нужно окончательно разорвать отношения с родными, но нужно не впускать их в душу так глубоко, что они всегда решают, ЧТО она должна чувствовать. Я сейчас, может, кому-то очень резкой покажусь, но это, правда, очень тяжело, когда взрослый человек все свои поступки, слова и мысли сверяет с мамой. Шага ни ступи, всё надо так сделать, как мама велит. И её нет уже рядом, у тебя своя семья, а всё от неё ждешь оценки. 

Вчера была на премьере фильма «Он-дракон», в кинотеатре «Октябрь». Фильм российский, кинокомпания российского кинорежиссера Тимура Бекмамбетова снимала. Там актриса нашего агентства играла, вот я и приобщилась тоже малёха. Порадовалась, как красиво сняли, к тому же, по книге наших авторов. Он, скорее подростковый, но я с удовольствием, отключив все придирки, посмотрела. Музыка, костюмы спецэффекты, три Д, круто! Сходите, рекомендую. 

Но я вот о чем. Картина про то, чтобы каждый, в ком сидит дракон, который "жрёт изнутри", например, говорит, что ты должен, может попробовать его укротить, принять себя таким, какой есть, попробовать любить и жить своей жизнью. Вот и тут, в отношениях с теми, кто вроде любит, но тянет вниз, нужно уметь грамотно убирать препятствия, и не исправлять никого. Тем более, это невозможно. Этому мы учимся на занятиях в нашем клубе КРОСС.

Еще поняла, что если я научусь реагировать спокойней на то, что говорят другие, а мне не нравится, то научусь направлять свою энергию в нужное русло, а не на конфликт. Еще хочется покричать, когда говорят что-то, что для меня не подходит, потом отстраняюсь и думаю, что веду себя, как агрессор. Об этом, кстати, тоже говорил М.Е.. Зачем грызть горло ближнему? Он, может, тоже от бессилия, в силу темперамента и от незнания законов жизни, такое говорит.

На семинаре у Литвака я еще раз подкрепила мою мысль о том, что я верно делаю, что в институте не вступаю ни в какие группировки, не тусуюсь, не спорю с преподавателями, студенты меня не знают особо. Потому что нужно дело делать, и находясь на обучении, работать по специальности. Я не скажу, что я работаю по месту будущей работы, но подрабатываю. Тихо пишу себе и пишу и ношу в журналы написанное. Что-то публикуют. Не надо никому ничего доказывать, двигаться вперёд самой. И всегда достигать своей цели легкими методами. Когда у меня это получается, я прямо выдыхаю от радости! 

Михаил Ефимович Литвак (справа) и его ученик, организатор семинара и руководитель Московского клуба КРОСС Артём Кодзоков (слева). Фото автора.

Как всегда, всего не перескажешь, что сказал мэтр психологии, мой уважаемый Михаил Ефимович Литвак. Теперь он приедет 19-20 декабря, а потом где-то летом. В это раз время семинара тоже пролетело быстро. Уже подходя после него к дому, я понимала, как хорошо, что я услышала всё, что сказал сегодня Михаил Ефимович. Как хорошо!

В эту ночь я крепко спала. И во вторую тоже, и в третью. Еще не верится, что смогу спать хорошо всегда. Еще «гадкий утёнок» немного сопротивляется. Может, от того, что я теперь точно прочувствовала его роль в моей жизни и поняла, что могу с ним совладать, он начал сдаваться? И дышать стало легче. Я чувствую, что с каждым занятием я какая-то другая и осознаю, что мне очень помогает моя работа в клубе КРОСС

Следующее занятие Артёма Кодзокова "Психологическое айкидо" - 26 ноября, Елены Борисовой в пятницу 27 ноября - Группа личностного роста еще бесплатное занятие Артема Кодзокова "Введение в систему М.Е. Литвака", в субботу, 28 ноября

Спасибо, что доверяете мне.

TEXT.RU - 100.00%

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ругается, но продолжает путь

Дорогие мои!  Хочется, чтобы вы все были дорогие и очень дорогие: в прямом и переносном смысле. В семье, в делах, на улице, дома, сами с соб...